Николай Белоус
ГДЕ ПАПА? УЖЕ КУШАТЬ ХОЧЕТСЯ
15.10 - 30.10.2009
“О человеческой способности получать“, 2009, холст, акрил, 140х190см
“Посмотри, где он?“, 2009, холст, акрил, 140х190см
“Как говорили лидеры Партии на конференции“, 2009, холст, акрил, 140х190см
“Тебе здесь нравится?“, 2009, холст, акрил, 140х190см
“Да“, 2009, холст, акрил, 140х100см
“Хорошо“, 2009, холст, акрил, 140х100см
“Где папа?“, 2009, холст, акрил, 140х100см
“Твой папа забрался на чердак“, 2009, холст, акрил, 140х100см
“Как мальчишка“, 2009, холст, акрил, 140х100см
“Там есть пауки?“, 2009, холст, акрил, 140х100см
“Пауки большие?“, 2009, холст, акрил, 140х100см
“Где папа? Уже кушать хочется“, 2009, холст, акрил, 140х100см

Николай Белоус
ГДЕ ПАПА? УЖЕ КУШАТЬ ХОЧЕТСЯ
15.10 - 30.10.2009

Николай Белоус – из тех украинских художников, которые вне стилей и направлений, поскольку представляют и развивают свой собственный художественный язык. Также, Белоус единственный украинский живописец, который осваивает эстетику кино в сфере изобразительного искусства.

«Мама, где папа? Уже кушать хочется» - уже третий по счету проект Белоуса, бекгрундом в котором выступает кинокартина. В проекте, который за неделю до открытия выставки в Киеве экспонировался в Запорожье и назывался «Как начинался город», художник, по сути, воссоздал в цвете кинохронику. В этой же серии работ, которая уже в самом названии обещает социальную проблематику, художник ставил перед собой совсем другие задачи.

Безусловно, для художника первоначальна форма, и сюжет как таковой может не иметь никакого значения. Но фильм, из которого Белоус сделал свою «живописную раскадровку» (причем сопровождающуюся дубляжом на английском), заслуживает отдельного внимания.

«Прямохождение» Евгения Юфита, российского режиссера-некрореалиста, впервые был показан на большом экране в 2005-м и о нем много говорили, сравнивая с «Собачьим сердцем» Бортко и «Зеркалом» Тарковского. Но, как оказалось, в интерпретации Белоуса этот экстатичный и муторный научно-фантастический триллер приобрел иное, неожиданное звучание.

Сюжет «Прямохождения» не обещает хеппиэнда. Профессор-биолог поселяется на лето с семьей в деревенском доме, в подвале которого его дети находят заброшенную лабораторию по выведению сверхчеловека, в которой когда-то работал его отец. Главный герой постепенно начинает сходить с ума и «сбегает» с головой в прошлое, в мир собственных воспоминаний.

Кино Юфита, использующего эстетику немого кино, немецкого экспрессионизма и французского сюрреализма, напоминает набор меняющихся слайдов, пропитанных ностальгией по 80-ым. Белоус «фрагментирует» их на цветные картинки, в своей коронной технике, двигаясь от темного к светлому, от ночи фона – к самым светлым фрагментам лиц своих героев.

Художник фокусирует наше внимание на самых оптимистичных и предельно эмоциональных моментах – детских воспоминаниях главного героя и сцене общения его жены с дочерью. Монументальные родченковские ракурсы одной этой сцены, с держащей на руках девочку счастливой женщиной, наполнены любовной интонации и, при этом, совершенно лишены повествовательности. Мы попадаем в мир чистой живописи, где важны исключительно цвет и форма. А если и возможны ассоциации, то их зритель может отыскать разве что в собственном прошлом, в историях из своего детства.

Впрочем, Юфиту тоже не интересна иллюстративность, поэтому у него нет прямого цвета. Но его нет и на картинах Белоуса. В обеих случаях мы наблюдаем деформированную реальность, меняющую наше восприятие. Но если «Прямохождение» - предельно минималистичная и пугающая кинокартина, то серия Белоуса – максимально живописна и жизнеутверждающая. Причем дух 80-х художнику удалось передать не менее артистично и пронзительно.



Мария Хрущак