Николай Белоус
ГДЕ ПАПА? УЖЕ КУШАТЬ ХОЧЕТСЯ
15.10 - 30.10.2009
Николай Белоус – из тех украинских художников, которые вне стилей и направлений, поскольку представляют и развивают свой собственный художественный язык. Также, Белоус единственный украинский живописец, который осваивает эстетику кино в сфере изобразительного искусства.
«Мама, где папа? Уже кушать хочется» - уже третий по счету проект Белоуса, бекгрундом в котором выступает кинокартина. В проекте, который за неделю до открытия выставки в Киеве экспонировался в Запорожье и назывался «Как начинался город», художник, по сути, воссоздал в цвете кинохронику. В этой же серии работ, которая уже в самом названии обещает социальную проблематику, художник ставил перед собой совсем другие задачи.
Безусловно, для художника первоначальна форма, и сюжет как таковой может не иметь никакого значения. Но фильм, из которого Белоус сделал свою «живописную раскадровку» (причем сопровождающуюся дубляжом на английском), заслуживает отдельного внимания.
«Прямохождение» Евгения Юфита, российского режиссера-некрореалиста, впервые был показан на большом экране в 2005-м и о нем много говорили, сравнивая с «Собачьим сердцем» Бортко и «Зеркалом» Тарковского. Но, как оказалось, в интерпретации Белоуса этот экстатичный и муторный научно-фантастический триллер приобрел иное, неожиданное звучание.
Сюжет «Прямохождения» не обещает хеппиэнда. Профессор-биолог поселяется на лето с семьей в деревенском доме, в подвале которого его дети находят заброшенную лабораторию по выведению сверхчеловека, в которой когда-то работал его отец. Главный герой постепенно начинает сходить с ума и «сбегает» с головой в прошлое, в мир собственных воспоминаний.
Кино Юфита, использующего эстетику немого кино, немецкого экспрессионизма и французского сюрреализма, напоминает набор меняющихся слайдов, пропитанных ностальгией по 80-ым. Белоус «фрагментирует» их на цветные картинки, в своей коронной технике, двигаясь от темного к светлому, от ночи фона – к самым светлым фрагментам лиц своих героев.
Художник фокусирует наше внимание на самых оптимистичных и предельно эмоциональных моментах – детских воспоминаниях главного героя и сцене общения его жены с дочерью. Монументальные родченковские ракурсы одной этой сцены, с держащей на руках девочку счастливой женщиной, наполнены любовной интонации и, при этом, совершенно лишены повествовательности. Мы попадаем в мир чистой живописи, где важны исключительно цвет и форма. А если и возможны ассоциации, то их зритель может отыскать разве что в собственном прошлом, в историях из своего детства.
Впрочем, Юфиту тоже не интересна иллюстративность, поэтому у него нет прямого цвета. Но его нет и на картинах Белоуса. В обеих случаях мы наблюдаем деформированную реальность, меняющую наше восприятие. Но если «Прямохождение» - предельно минималистичная и пугающая кинокартина, то серия Белоуса – максимально живописна и жизнеутверждающая. Причем дух 80-х художнику удалось передать не менее артистично и пронзительно.
Мария Хрущак