ЯЗВЫ УКРАИНСКОГО АРТ-ПРОЦЕССА


1. Арт-критика. Война и Мир.

Бытует мнение, что профессиональный арт-критик - это спокойный и уравновешенный созерцатель, трезвый аналитик, грезящий о том, чтобы быть объективным. Его задача - проанализировать произведение, идентифицировать его реальное место и роль на художественной карте и в исторической плоскости. Профессиональный арт-критик силится ответить на вопросы: Что за произведение перед нами? Как оно представлено? К чему оно относится? Каково ключевое сообщение художника? Насколько конкретное произведение соответствует контексту (как локальному, так и глобальному)? Является ли это произведение событием? Достаточно ли ясно выговорено художественное высказывание? И т.д. и т.п. 

Вышеописанный взгляд на понятие "профессиональный арт-критик" имеет некоторое отношение к истине, и все же он уместен скорее в сытых буржуазных обществах, где арт-процесс - естественная повседневность; сформированная и социализированная сфера. 

Все фазы жизни художественного сообщества в конкретной стране условно можно разделить по Толстому - Война и Мир. Когда сформирована инфраструктура искусства, когда есть рынок и инкубатор произведений; когда искусство в диалоге с социумом, когда оно легально, когда язык среднего гражданина не спотыкается в словосочетании "современное искусства", а все, что не Рембрандт не считается "низким" - такое положение дел есть Мир. Для мирных времен - мирная арт-критика. У нее свои методы, свой язык, свой характер и задачи. 

Но когда арт-среда лишь формируется, ощупывает свою идентичность, вычленяет свой уникальный характер или же пребывает в ситуации кризиса - такое время есть Война. У Войны своя арт-критика. 

Что за существо арт-критик времен Войны и какова его роль и историческая миссия? Убежден, такой арт-критик не имеет ничего общего со спокойным созерцателем и трезвым аналитиком. Он скорее дотошный медик. Его первоочередная задача - оценить тело арт-среды на предмет здоровья. Таким образом, главенствующий раздражитель для арт-критика периода Войны - язвы, горбинки, шероховатости, прыщи и хвори арт-среды. Арт-критик периода Войны обязан замечать в первую очередь их. Он - дятел, задача которого - лечить лес, колотя острым носом по деревьям (художникам, произведениям и явлениям).  

Что есть адекватное лечение? Или еще более точный вопрос - Кто есть лучший врач? Вы можете сходить к терапевту, и он пропишет вам какие-нибудь таблетки. Но, если вы углубитесь в медицинский дискурс, то узнаете удивительный нюанс - лучшие рецепты выдает патологоанатом. Распахивая очередное брюшко, он единственный, кто видит перед собой всю картину минувших метаболических процессов. Копаясь в мертвечине, он не просто узнает историю жизни, но, по сути, получает возможность оценить - что и как влияет на тело жизни. 

В этом смысле, профессиональный арт-критик периода Войны видится мне не добродушной старушкой-терапевтом, но скорее свирепым патологоанатомом, задача которого вскрывать плоть ножами и анализировать мир за окровавленными вратами из кожи. С одной лишь разницей - патологоанатом вскрывает и оценивает мертвое, а арт-критик в роли патологоанатома - вскрывает не мертвое, но живое. Нужно понимать, что он работает пускай с больными, но по-прежнему живыми материями. Посему то, во что он вонзает свои скальпели, неминуемо будет ощущать боль. И наркоз здесь не поможет. Сам факт причинения боли во имя здоровья должен перестать быть поводом для осуждений и сомнений. Этот факт нужно просто принять. Крошка-художник, рисуя очередное полотно, обязан осознавать, что в итоге ему может быть больно. И хорошо, если есть тот, кто эту боль причиняет, ведь медицина, господа, - не худшая находка человечества. 

2. Украинская художественная ситуация

Переход из 2007-го в 2008-й год сопровождался достаточно положительным настроенческим градусом украинской арт-среды. Благодаря практикам PinchukArtCentre, современное искусство в Украине обрело статус престижности и модности. На выставки начали образовываться очереди, вокруг искусства закружилась светская львятня со своими раутами, а существа от нуворишей до депутатов осознали, что при помощи contemporary art можно капитализировать свою репутацию. Завелся запах бабла, воспряла галерейная жизнь.  

И, все же, если присмотреться к украинской художественной ситуации по состоянию на весну 2008, то мы обнаружим симптомы кризиса, за которым может последовать вырождение. Сегодня, в период Войны, ключевая задача для украинской арт-критики - не розовощекое рукоплескание в честь случившихся успехов, но, опять таки, рев на язвы; инкорпорация - определение имеющихся болезней, совокупность которых есть Враг здоровья арт-процесса. 

Каковы основные язвы украинского арт-процесса во дне сегодняшнем? Что необходимо вырезать раскаленными скальпелями? " ТЕНЕВОЙ АРТ-РЫНОК. Если украинский арт-рынок и существует, то исключительно в теневом, непубличном статусе. Покупая картину за определенную сумму денег, ты, как покупатель, обретаешь документально неподтверждаемую виртуальную ценность. Все сделки происходят "под столом" - или в кабинете у галериста, или в ресторане, или в мастерской художника. Факт продажи - не афишируется. Теневой статус арт-рынка не позволяет художнику иметь цену, а, соответственно, он не игрок для международного рынка искусства. Собственно, сейчас украинский художник официально ничего не стоит. Его цена - это воздухом рожденные цифры, на которые покупателя уломал галерист в темной подворотне. Но реальная цена художника - это не то, за сколько однажды зимним вечером олигарх Б. купил художника Ц., а среднее число от суммы всех задокументированных продаж художника Ц. Вывод: исправить подобное положение дел можно лишь путем реформ, квинтэссенция которых - легализация арт-рынка, придание ему публичного статуса. Будет легальный рынок - у украинского художника появится цена. А пока все это - игра в творчество с периодическими поощрительными призами.

" ЦАРСТВО ЖИВОПИСИ. Несмотря на то, что наше время - это тотальное Техно, Украина продолжает быть варварским государством по части разномедийных художественных практик. Магистральным медиа украинского художника является живопись. Это можно понять, ведь лишь живопись можно продать в современной Украине. И все же, едва ли можно обожать ресторан, в котором на завтрак обед и ужин подают одни лишь макароны. Ситуация доминации медиа "живопись" может быть сколь угодно временной, но все же я бы не стал относиться к ней спокойно. Ведь эта ситуация ограничивает воображение художника. Привыкая жить исключительно живописью, он утрачивает умение прикладывать воображение к форме, идти путем экспериментов с оболочкой. При живописькратии украинский художник становится неконкурентоспособным. Собственно, таков он уже сейчас - провинциальный гражданин искусства, которому нечего предложить в качестве "украинского слова" в рамках разномедийных художественных практик планеты. Посему сегодня стратегической целью для тех, кто будет определять художественное завтра Украины (речь о молодом поколении), является ориентация на медиа вне живописи.

" КУРАТОРЫ: ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД. Не стоит поэтизировать художника. Среднестатистический художник - косноязычный социальный паразит и лентяй. Он может создать произведение, но крайне редко способен на полноценное, доходчивое и ясное художественное высказыванье, которое вызвало бы социальный и медийный резонанс. Собственно, в этом нет ничего плохого. Говорить с обществом, выстраивать художественный проект и экспозицию как целостную и завершенную реальность - задача куратора. Кураторских институций, сообществ и единиц в Украине практически нет. Среди проблем, которые из этого возникают: 1) Социальная Ампутированность Украинского Современного Искусства; 2) Понятие "Продуманная Экспозиция" отсутствует как одна из ключевых ценностей при реализации художественного проекта; 3) Строительство арт-процесса в Украине ныне на плечах камикадзе-галеристов и склонных к немоте художниках, что, как видим, приводит к извращению; 4) Отсутствие адекватного обилия межжанровых и межпространственных художественных практик.  

" СЕРЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ГРАДУС УКРАИНСКОГО СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА. Его составляющие и последствия: 1) Отсутствие эмоциональности, как ключевой ценности искусства; 2) Косноязычие, богомерзкая заумь и немота искусства (последствие: холостые, лишенные социального и медийного резонанса художественные практики); 3) Отсутствие высококритичных, радикальных художественных практик и провокационного, бунтарского молодого поколения (самой, исторически доказанной, основы развития искусства); 

" КРИЗИС НОВЫХ ИМЕН. Их поиском, по сути, занимается один лишь "ЦЕХ", но говорить о том, что в Украине имеется новое художественное поколение, чьи практики отличались бы от практик поколения 90-х, пока нельзя. Имеет смысл взять галерею "ЦЕХ", представить ее в совокупности конкретных методов и подходов, после чего вычленить модель партизанской галереи, которую можно было бы применять по всей территории Украины в качестве формата поиска новых имен с помощью галерейного организма.

" ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОДНОВЕКТОРНОСТЬ имеющихся художественных сообществ и единиц. Группы художников устаканивают себя на художественной карте в рамках старообрядческих систем: "мы или массовые или элитарны", "мы или левица или буржуазия".

" БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНАЯ АРТ-СРЕДА. Фактически, украинская арт-ситуация питается идеологическими энергиями, которые задал Пинчук. Таким образом, в понимании формирующегося украинского художника современного искусства не существует вне того чистоплотного, сдержанного и ориентированного на чинную пузатую саранчу дискурса. Проще говоря, средний украинский художник хочет суши, кокса и депутатов на светской тусовке по поводу открытия своей выставки, но совершенно забывает, что искусство может существовать не только в музеях и галереях, но и на улицах + обладать партизанским созидательным характером.  

" АРТ-КРИТИКА БЕЗ ЯИЦ. Имеющихся, с позволения сказать, украинских арт-критиков можно четко разделить на две группы - Щелки и Бабушки. Щелки - это девочки. Они работают на консюмерские издания и пишут, в основном, о тех, с кем спят или кто платит. Бабушки - это пожилые пьющие мальчики. Они - нищие, посему, генерируя свои рецензии, руководствуются следующим: 1) Пишу о тех, кто подкинул денег на очередную бутылочку; 2) Пишу о тех, с кем пил, кого знаю и люблю. И первая, и вторая категория арт-критиков никогда никого не ругает, что говорит о ситуации перверзии - во времена Войны мы имеем критику, которая мнит себя критикой периода Мира. Что примечательно, на сегодняшний день в Украине нет ни одного (повторяю, НИ ОДНОГО) арт-критика, чье слово что-нибудь значило. Причины этого: 1) Большинство украинских арт-критиков не работают во влиятельных изданиях; 2) Большинство арт-критиков - заикающиеся невежды, полагающие рецензией - аннотацию в разделе "КУДА СХОДИТЬ В ВОСКРЕСЕНЬЕ, ЕСЛИ НАДОЕЛИ КЛУБЫ?". 



*** Вышеописанные шероховатости - лишь некоторые симптомы кризиса современного украинского арт-процесса. Стратегически важно фиксировать их, чтобы определить формат лечения и призвать к его [лечения] инициации. Утверждая "Когда нет кураторов - плохо" мы автоматически получаем намек на альтернативное суждение "Когда кураторы есть - хорошо". 

Таким образом, профессиональный арт-критик - это тот самый сказочный отец, который знает ответ на вопрос из детского стишка: "Что такое хорошо и что такое плохо?". Поэтому я не верю в то, что арт-критика должна быть объективной, ведь объективность не имеет права на выбор полюса. Но когда нет понимания добра и зла, признания реальности дуального раздела всего сущего - любая человеческая практика (и арт-процесс не исключение) лишь бубнит и болтает, но едва ли продуцирует решения, едва ли развивается, едва ли не становится жалким выродком. 

Впрочем, свет в конце тоннеля, разумеется, есть. Любой кризис вызывает тротиловое напряжение - начинает собираться критическая масса, возникает что-то вроде социального заказа на изменение, на революционный взрыв. Уже сегодня в украинской арт-среде видны симптомы грядущей терапевтической резни. В ситуации буржуазного спокойствия, эмоционального штиля, неадекватности мозгов и действий; в ситуации, когда маляр средней руки хочет есть суши и называться художником, а молодое искусство забыло о своей исторической миссии оздоровительного терзания общества - в такой ситуации непременно возникает протестное сообщество; группа страстных циников с лавой вместо крови. Уверен, в ближайшие годы мы увидим восход настроенчески и идеологически новых критиков, художников, кураторов и галеристов, которые воспользуются тем, что современная украинская арт-среда спит, размышляя лишь о том, какие запонки следует надеть на следующее галерейное открытие. Естественный культурный трибунал против роботизированной, слизко-медузной украинской арт-среды - вопрос времени. 


Анатолий Ульянов
арт-дворник