Евгений Петров
СОЛДАТЫ, ЗВЕРИ, ДЕТИ
5.06 - 27.06.2009
"Мальчик с бультерьером", 2009, бумага, акварель, 80x100см
"Молоко", 2009, бумага, акварель, 75x150см
"Слоники", 2009, бумага, акварель, 66,5x101см
"Год быка", 2009, бумага, акварель, 150x200см
"Братья", 2009, бумага, акварель, 100х150см
"Охота", 2009, бумага, акварель, 150x200см
"Маша и медведи", 2009, бумага, акварель, 150x200см
"Зима", 2009, бумага, акварель, 75x91см
"Свиньи", 2009, бумага, акварель, 70x100см
"Мальчики с битами", 2009, бумага, акварель, 150x200см
"Злая собака", 2009, бумага, акварель, 150x200см
"Жир", 2009, бумага, акварель, 75x200см
"Взрыв", 2009, бумага, акварель, 75x99см
"Собака", 2009, бумага, акварель, 150x200см
"4 крокодила", 2009, бумага, акварель, 150х75см

Евгений Петров
СОЛДАТЫ, ЗВЕРИ, ДЕТИ
5.06 - 27.06.2009

Акварели Евгения Петрова, объединенные под названием «Солдаты, звери, дети» (2008 – 2009), изображают сцены охоты, отдыха, ситуации загородной жизни.

Действие происходит в делокализированном пространстве, которое ассоциируется с декорациями боевика средней руки – пальмы, слоны, крокодилы, обезьяны, бегемоты, панды и т.д. создают глобальный образ с узнаваемыми чертами разных континентов. Это мир колониальных войн и варварства. Впрочем, кроме диких зверей, есть и домашние, например, свиньи, коровы и собаки, которые участвуют в таких же сценах, что и дикие. Взаимоотношения человека и природы в проекте «Солдаты, люди, звери» до конца не ясны, далеко не всегда можно уверенно сказать, где жертва, где охотник, да и в целом – кто здесь кто.

Солдаты охотятся, наслаждаются зрелищами, удят рыбу, – они отступают на второй план перед более беспощадными и активными персонажами. Полноценными главными героями предстают звери и дети. Первые агрессивны или беззащитны, но для них исход один – их ждет смерть. Не потому, что они попали в зону военных действий. А потому что здесь есть дети. Солдаты часто как звери, звери как дети, но именно дети – солдаты и звери одновременно.

Это специфическое художественное внимание к детям, да и вообще к теме инфантильного, проявилось и в предыдущем творчестве Петрова. Достаточно вспомнить его проект «Никифор Добчинский. 25-й кадр» (в галерее «Цех», 2007), где он брутально пародировал гламурных деток и стиль живописи модной художницы. Животный мир представал в другом проекте Петрова – «Аквапарк» («Цех», 2008), где была актуализирована тема смерти, точнее – убийства одних для продления жизни и хорошего самочувствия других.

В новом проекте Евгения Петрова ведущей темой становится жесткое столкновение детства и смерти. Насилие предстает здесь с ужасающей откровенностью. Человек – вершина пищевой пирамиды, но ему еще и просто нравится убивать. Кровь, расчлененные трупы животных контрастируют с жизнерадостными рожицами детей, - человек запрограммирован на убийство и детской невинности не существует. Дети узнаваемы, их монструозный облик часто проявляется в мелкой пластике Петрова, да и успешно апробирован под брендом «Добчинского».

Является ли мир вокруг детей предметом их фантазии или дети – только часть кошмарного видения? Неразличение условий игры и условий жизни, которое способствует восприятию мира как игровой ловушки, безвыходной игры, является основой детского дискурса, стабильно связанного с темой отвратительного. Проецируя взрослые сюжеты на детский мир, Петров открывает его как мир садизма, напоминает об архетипической кровожадности фольклора, т.е. кровожадности как постоянной, не зависящей от времени, места и культуры характеристике человеческой жизни.

Проект «Солдаты, звери, дети» – это гигантские акварельные листы, достигающие порой размеров 150 х 200 сантиметров. Написанные с пониманием особенностей акварельной техники, работы привлекательны легкостью, прозрачностью и даже беззаботностью письма. Соединение жесткого сюжета и светлых красок акварели порождает ощущение того, что перед нами иллюзии, грезы, сновидения, т. е. забытье, от которого можно очнуться. Изображения сконструированы под влиянием медиа-образов, где есть и случайность выхваченного момента, и фрагментарность композиции, и намеренное позирование «с трофеями».

Акварельная техника, которая должна бы апеллировать к традиции, не скрывает, а даже обнажает в работах Петрова стилистическую неопределенность живописи. Синдром утраченной реальности, осознание нереальности реальности, остро переживаемые современным искусством, выражены в акварелях со всей определенностью: цвета ядовиты и вульгарны, натурная живописная манера соединяется с приемами масс-медиа и анимации.

Симулятивное письмо Петрова стилистически ближе всего к академизму с его безликостью и холодностью образов. К академизму апеллировал и сюрреализм, стремившийся как можно убедительнее представить образ - как сон - как оргию насилия. Как нечто сюрреалистическое воспринимаются и образы Евгения Петрова – правдоподобные и одновременно невероятные, суггестивные, они заполняют тяжелую пустоту сна, готовые дематериализоваться в любой момент. Отстраненность позиции художника, уклонение от авторского участия, перенос ответственности за создание этих «сценок» на технические средства производства образов заставляют вспомнить, что искусство сегодня – это инсценирование собственного конца (Б.Гройс).

Проект Евгения Петрова «Солдаты, звери, дети» свидетельствует о том, что смерть сегодня давно превращена в товар, лежащий в основе системы тотального обмена. Она – единственное, что осталось безусловным и неслучайным сегодня. Остальное же исторично, преходяще, зависимо.В мире потребления мы вступаем в круговую поруку всемирного соучастия, где все становится спектаклем, терроризмом и потреблением.

Оксана Баршинова,
историк искусств.