Рустам Мирзоев
ЧОРНІ ЛЯЛЬКИ
14.03.08. - 12.04.2008
Галерея Глобус , Cанкт-Петербург

Рустам Мирзоев
ЧОРНІ ЛЯЛЬКИ

14.03.08. - 12.04.2008
Галерея Глобус , Cанкт-Петербург

Человек нашего времени видит мир кусками, обрывками, фрагментами. Картину в целом увидеть просто нереально. Небо в мегаполисах заслоняют гигантские баннеры. Воздух перегружен гигабайтами информации. Чтобы чувствовать себя в этой среде комфортно, людям удобнее одевать маски. На картинах из новой серии Рустама Мирзоева эти маски, судя по всему, к их носителям крепко приросли.

Мирзоев оперирует простыми образами, взятыми из внешнего мира и подает их этими привычными нашему глазу фрагментами. Просто внедряет в них несколько неожиданных моментов. Иногда они довольно жуткие, но давно привычные для людей эпохи экранного фанатизма: например, у кого-то из его героев, как в трэш-хорроре, может разваливаться на части лицо.

Полуроботы и полуклоуны, покемоны и другие киборги – набор персонажей, которых нам представляет художник. Их серость, пустые ничего не выражающие глаза, невнятные позы и жесты поначалу не вызывают никаких эмоций. Стеб с серьезным лицом; смешные картинки с забавными зайчиками и паяцами, правда, выполненных в серых тонах. Но постепенно эти обломки реальности Мирзоева начинают настораживать.

Картины Мирзоева – пример того, как самые простые, незамысловатые сюжеты можно показать самым неожиданным, порой даже жестким образом. Если раньше этот художник заигрывал со всем знакомыми рекламными образами, будучи, как и большинство украинцев, "уорхоловцем", то теперь он ближе к тому, о чем пишет современная литература на примере Уэльбека. Пустота, одиночество и подкрадывающееся предчувствие финала. Но, в отличие от Уэльбека, Мирзоев говорит не о будущем – ему интересно то, что происходит в данный момент. Поэтому поп-арт для него уже не метод, в принципе, как и фотореализм, к которому он часто прибегал. Теперь все еще намного лаконичней: цитаты потеряли свой смысл, а его последние картины зачастую лишены ярких красок.

В контексте того, что "производят" актуальные украинские художники, Мирзоеву удалось создать свой, легко узнаваемый стиль. Если посмотреть на творчество Рустама Мирзоева со стороны, то это очень яркий, меткий, будоражащий арт. Он вырос на закате постмодерна, но не исключено, что уже может принадлежать новому циклу в истории искусства, название которому еще не придумали. С другой стороны, если не озадачиваться содержанием того, что рисует этот художник и не искать в искусстве философии, то его работы – эдакие смешные картинки ни о чем, близкие и понятные абсолютно всем.


Мария Хрущак