Ярослав Деркач
ЛУГАНСКТЕПЛОВОЗ
6.11 - 19.11.2007

Ярослав Деркач
ЛУГАНСКТЕПЛОВОЗ

6.11 - 19.11.2007

Вполне понятно желание художественной галереи именуемой «Цех» получить концепцию на живописный продукт в виде промышленных характеристик. И кто, как не жители Ворошиловграда, могут поспособствовать этому? Ведь каждый луганчанин генетически склонен быть машинистом ломтевоза. А теперь попробуем по порядку. Славная история нашего города неразрывно связана с тепловозостроительным заводом, или как его по привычке называют местные жители – заводом «ОР» (Октябрьской Революции). ОРганично переплеталось тяжелое машиностроение с судьбами людей города, и со временем эта связь начала проявляться не только в бытовых, производственных и социо-политических отношениях, но наложила определенный отпечаток на их эстетические воззрения и внесла особые разнообразные моменты в процесс становления местной урбан мифологии. Другая символическая штука Луганска - это географическая его принадлежность – река, чьё имя дало название самому городу. Как-то само-собой получилось, что Лугань стала естественной границей, разделяющей город и завод. Вначале появилась речка, потом завод, потом город, потом Я.Деркач – это порядок возникновения объектов ситуации. Казалось бы, что Ярослав вообще здесь не причем. Но вот событийная последовательность этой истории: революция октябрь – паровоз – художник Деркач, исповедующий в своём творчестве доктрину творческого посыла, преображающего действительность – «дезориентирен-арт». В принципе, излагать идеи и положения этого художественного явления можно с позиций различных сфер жизни и под любым углом. Особенно в прямой стык шпал и рельс, так как символизм аспекта соединения изобразительной абстракции ино-бытия с индустриальной прагматичностью заводской повседневности отрешенно выражен в архаике технологической заповеди путей сообщения. Рельсы современного искусства – две стальные полосы несущие пассажира параллельно островам бытия, мелькающих пунктами назначения сквозь гул привокзальной толчеи и тишину неокультуренного ландшафта природы. Перспектива сводит эти колеи в одну точку на линии горизонта. Маршрут проложен параллельно жизни и перпендикулярно космосу. Конкретность этой картинки в каждом отдельном моменте на самом деле является условной визуализацией смысла жизни, цели путешествия. И зиждется этот феномен магистрального образца на решетке дерева и металла, перекрестье рельс и шеренги шпал с ароматом попранной экологии человеческой деятельностью – брёвна пропитаны креазотом, субстанцией в названии и назначении которой объединены производственная обоснованность с безумием творческого порыва. Из всего этого соткан пунктир грохота колёс, неизменно сопровождающий бег поезда. Дробь странствий – этот звук, перестук рейса, отображает акустическую сторону ажиотажа вокруг скандальных премьер современного искусства. А билетом на все эти шоу служит проездной ж-д квыток – лицензия на романтику путешествий в вагоне дезориентирен-арта. Эти квитанции ныне выглядят излишне бюрократично, не пошлёшь её по почте другу, оставшемуся на перроне, вместо открытки по прибытию в пункт назначения. А кроме этого билета есть еще прочая сопутствующая документация, например пропуск – удостоверения тепловозостроителей. И вот задача данной выставки – заставить, убедить или хотя бы привлечь внимание министерства путей сообщения к дизайну проездных документов. Поменять его, взяв за основу картины художника Луганска, земляка работников знаменитого завода ОР. Ведь его творчество вдохновлено и пронизано заветами тяжелого машиностроения. Взять, например, полотно «Колёса радости», на котором транспортная вакханалия фалло-центризма насыщена заводской суетой родного города. А картина «Жора и молот» - это портрет реального живого персонажа, работающего кувалдостроителем на заводе ОР. Героический трудовой напор проступает сквозь невыразительную рутину рабочих будней, растворяя в себе архитектуру и инструментарий производственного процесса. Никакая тщательная подробность соцреализма, при всей красноречивой дотошности деталей не позволяет раскрыть перед зрителем тот таинственный механизм бытия, как это делает чудо приблизительного отображения архетипов абсолюта и карикатурное транспонирование реальности в манере Я.Деркача. Лживая лыжня традиционного искусства проигрывает верной железной магистрали Contemporary-arta. Неявное присутствие локомотивного ангара в каждом дворе Луганска замечает не каждый его житель, а потому подоплека массового бескультурья и повсеместного угара не может быть им выявлена. Город по этому принципу поделился на два лагеря: одни – это те, кто осознает кошмар индустриального влияния и противостоит ему; другие – это те, кто не замечает, не признает этого основополагающего социального аспекта и живет пользуемый системой и пользующий её. Одни – это Я,Деркач и другие дружественные ино-переселенцы, составляющие коалицию «ТорчПотребСоюз». Другие – это прочие - хеллдинговая компания «Луганскбледновоз». Течение мысли в русле этой идеи делит психологическое пространство коллективного сознания Луганска на двое, так же как река Лугань в реальности географического ландшафта разделяет город и завод.