Рустам Мирзоев
ВИЗУАЛЬНАЯ ИНТОКСИКАЦИЯ
2007

Рустам Мирзоев
ВИЗУАЛЬНАЯ ИНТОКСИКАЦИЯ

2007

Перегрузка или отравление всякого рода имеет пагубное воздействие на организм. Состояния ими вызываемые характеризуются сходными симптомами, такими как головная боль, тошнота, искаженное восприятие действительности, нестабильность эмоционального фона, странные образы, роящиеся в голове…Все это, как известно, характерно для состояния алкогольной интоксикации, именуемой в просторечии «бодун». Употребление определенной «токсичной жидкости» приводит к изменению не только физического, но и ментального состояния пострадавшего. Однако необязательно злоупотреблять «жидкостями» в их нормальном агрегатном состоянии. Для получения подобного эффекта можно отравить себя «эфиром». Голубые экраны, в изобилии изливающие на нас сию божественную субстанцию, обеспечивают необходимый уровень визуально-информационной интоксикации, чтобы, при злоупотреблении этим «продуктом», получить наутро ощущения не менее убедительные, чем состояние бодуна. Обрывки фильмов, телепередач, рекламных роликов, насмотренное за день в реальной жизни и привидевшееся во сне, перемешавшись и взболтавшись, вызывают на утро состояние немногим отличающееся от описанного выше. «Визуальная интоксикация» - живописный проект Рустама Мирзоева, отливающий телевизионными оттенками синего, является искренней констатацией такого состояния, которое приходится регулярно переживать даже тем, кто не злоупотребляет алкоголем как таковым…
Александра Филоненко


Моменты off

Рустам Мирзоев – редкий современный художник, чьи картины остаются интересными, несмотря на их программную попсовость. В первую очередь, это касается вариаций на тему рекламы в стилистике 50-60-х: оттуда улыбчивая блондинка с мегафоном, ковбой с маркировкой, старикашка в ореоле несуразных звезд. Банальные сюжеты в руках Мирзоева выстраиваются в слаженный и ненавязчивый текст, прирастая простонародными символами, неброскими аллюзиями и внятно озвученной моралью – мир интересен и прекрасен в своей динамике, в смене ярких и совершенно непримечательных кадров. Согласно этой простой философии, вся жизнь состоит из этих самых моментов и прекрасна она в своем движении, то бишь, в выхватывании из этого беспрерывного потока самых непредсказуемых сочетаний. Так в кадре Мирзоева может появиться кусок чьей-то головы, или часть ноги, а если лицо, и целиком – то оно будет в маске. Может показаться, что человек вообще мало интересен художнику, а если и интересен, то фрагментарно или просто как декоративный элемент, в котором нуждается композиция. Если в своем предыдущем проекте «Глава V» (Цех, 2006) Мирзоев был сосредоточен на женском глянце (девичьи ноги в кедах и лики в гигантских очках он умудрялся так обыграть, что и никаких вопросов не возникало – почему такой нелепый ракурс и так много серого фона по центру композиции), то в новой серии работ он пошел дальше в изучении этих самых незначительных и неприметных моментов, которые на его холстах теперь приобретают некое мистическое звучание. При этом художник остается в пределах той же скупой серой палитры, микшировании простых и лаконичных деталей, но обращается к более веселой и общепонятной тематике. Справедливости ради стоит сказать, что весь этот мирзоевский праздник случайностей до абсурда автором не доводится. И если внимательно присмотреться, или даже проникнуться его живописью, то в его картинах можно выискать классические сочетания и каноны – света и цвета, композиции, обнаружить линию горизонта и даже представить, кто его авторитеты в живописи. От любви к классике ХХ века – заигрывание с «новой вещественностью», только в отличие от холода вещизма немцев, родоначальников направления, от живописи Мирзоева веет филантропией и оптимизмом. Человек, как ни крути, присутствует в его работах, пускай и «частично». Также прослеживается тяга к поп-артовкой тематике и жесткости «нового реализма», но эти симпатии артист приспосабливает к своей концепции fine art – с помощью старых методов создать если не что-то новое, то, по крайней мере, вызвать у зрителя другого рода эмоции. Его кадры – не застывшие рекламные постеры, и не вещи-сами-по-себе, а скорость, звуки, вспышки и взгляды, перенесенные из жизни в ту плоскость, где они обретают некий потусторонний подтекст. Рустам Мирзоев – мастер просто и легко обыграть любой избитый сюжет, нивелируя его до того предела, где он уже и не сюжет вовсе, а эквивалент красоты обыденного. Поэтому внешняя китчевость перерастает в концептуальность, преувеличенная экспрессивность монохромностью только усугубляется, а сиюминутные моменты становятся достойными холста и красок. И в этих его «Моментах off», собранных в одном пространстве, можно, как в старой бородатой пословице – увидеть за деревьями лес. Даже если поначалу деревья выглядят пошлыми и серыми.
Мария Хрущак