Майкл Мерфенко
ЛАБИРИНТ
Инсталляция, графика, видео
Куратор: Оксана Грищенко
20.05 - 26.06.2011

Майкл Мерфенко
ЛАБИРИНТ

20.05 - 26.06.2011
Инсталяция, графика, видео
Куратор: Оксана Грищенко

Видео с открытия

 

 

«Лабиринт» Майкла Мерфенко, представленный в галерее ЦЕХ, - сегодня наиболее масштабный соло-проект в Украине. Он объединяет инсталляцию, перформанс, видео-арт и графику. Проект дает зрителю возможность получить уникальный опыт пребывания внутри произведения искусства, также посмотреть сверху на произведение и других зрителей в нем, а позже сравнить эти две позиции и попробовать пережить себя одновременно как творца, произведение и зрителя.

Для этого в пространстве галереи ЦЕХ построено модель настоящего лабиринта в его изначальном понимании – то есть не системы запутанных разветвлений, а такого, где его дорожка остается единственной, где перед человеком не возникает проблемы выбора пути. Дорожка ведет к центру, но человек вынужден особым образом пройти через весь лабиринт. Достигнув центра, человеку нечего не остается как идти обратно и выйти наружу тем же путем. Такой есть схема традиционного лабиринта, но в творении Майкла Мерфенко сделан небольшой отступ – в лабиринте ЦЕХа не один, а два выхода (входа), и путь прохождения лабиринта не завершен: после этого зритель может подняться по лестнице галереи на балкон и сверху посмотреть на лабиринт, который таким образом превращается на своеобразную схему, план.

Также активную роль в проекте играют круглые графические картины, размещенные на черных стенах инсталляции, темою которых есть алхимические превращения и четыре видео, которые демонстрируют четыре основные стихии. Все они раскрывают глубинный смысл лабиринта как места инсталляции, коренных изменений, обретения смысла, который в проекте Мерфенко проявляется как поиск смысла искусства, граней авторских возможностей, особенностей восприятия и диктата самого произведения.

Лабиринт у него – это предлог для выявления подсознательных импульсов разного характера, раскрытия универсальных категорий бытия, которые открываются человеку только в экстремальных, граничных ситуациях. Поэтому лабиринт, не смотря на свою кажущуюся рациональность и упорядоченность, выступает антиподом технократического мира и мифа тотальной функциональности, общей логики. Он сегодня приобретает новое символическое значение для демонстрации современному обществу не четкого пути научно-технического прогресса, а загадочного и непонятного мира, полного неожиданностей.

Уподобляясь утопии, лабиринт комментирует попытки искусства стать заменителем искусства, науки и философии, сделать искусство «депозитом» витальной энергии. Стремление избавиться от иллюзорного пространства живописи, выход в трехмерное пространство (в котором Мерфенко провоцирует найти возможность четвертого измерения – духовного), в мир геометрических объемов, выглядит теперь как театрализация, которая выражается перенесением акцента с формы на непосредственный опит.

Майкл Мерфенко (1974) – украинский художник, ирландец, который родился в Шотландии, вырос в Австралии. Художественное образование получил в Европе, где и познакомился с украинской девушкой, переехал в Украину, выучил украинский и изменил фамилию Мерфи на Мерфенко. Украина произвела на художника огромное влияние, заставив искать собственное место в «живописоцентричном» пространстве нашей страны, где Мерфенко утверждает индивидуальную манеру, работая в разных техниках и последовательно разрабатывая тему поиска глубинных универсальных основ человеческого бытия.