Николай Белоус
ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
01.10 - 17.11.2011
Творчество Николая Белоуса остро ставит вопрос об актуальности живописи, о самой возможности сегодня инновации в области формы. Конфликт между живописью как таковой и актуальным искусством неизбежно возник еще в 1960-е годы. Джозеф Кошут отмечал, что вопрошать о природе искусства можно и должно, а о живописи невозможно. Переопределение границ искусства, их тревожная зыбкость не имеют ничего общего с понятием живописной техники и довольно стабильных средств выражения. Кроме того, живопись требует всматривания, а актуальная художественная ситуация нацелена на мгновенно воспринимаемое высказывание.
В современной постмедиальной живописи картиной могут стать плоскость, иллюзия и мнимость реальности. Миссия художника как свидетеля реальности сохраняется, несмотря на то, что сегодняшняя реальность полностью преобразована человеком, наполнена подобиями, симулякрами, виртуальными артефактами. До нее невозможно дотронуться, тактильно пережить. Живопись сегодня – это средство вернуть, вызвать из небытия и вывести реальность в режим видимости. У Николая Белоуса на формальном уровне это происходит как «возвращение» фигуративности, реанимация объемов и цвета из плоскости «Черного квадрата» Казимира Малевича – манифестированного конца живописи. На смысловом же уровне он возвращает жизнь реальности, которая превращена кинематографом в тень, сновидение. Эта проявленная в живописи кинореальность лишена какой-либо временной определенности, изображение объединяет и свет, и темноту, и насыщенность чистого цвета, и объемность форм.
Оксана Баршинова,
историк искусства