Николай Белоус
ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
01.10 - 17.11.2011
Рядом с ним, 2011, холст, акрил, 150х100см
Генерал, 2011, холст, акрил, 200х150см
Чулки, 2011, холст, акрил, 150х200см
Ванная, 2011, холст, акрил, 100х150см
В синем, 2011, холст, акрил, 150х150см
Комната, 2011, холст, акрил, 150х150см
Вагон, 2011, холст, акрил, 150х100см
Остров, 2011, холст, акрил, 150х200см
Шрам, 2011, холст, акрил, 150х150см
Действие, 2011, холст, акрил, 150х150см
Ромео, 2011, холст, акрил, 100х150см
Мексика, 2011, холст, акрил, 100х150см
Шляпа, 2011, холст, акрил, 90х90см
Риволи, 2011, холст, акрил, 150х200см
Пианист, 2011, холст, акрил, 100х150см
Отчаянье, 2011, холст, акрил, 100х150см
Отраженье, 2011, холст, акрил, 100х150см
Кошка, 2011, холст, акрил, 100х150см
Новелла, 2011, холст, акрил, 150х100см

Николай Белоус
ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
01.10 - 17.11.2011

Творчество Николая Белоуса остро ставит вопрос об актуальности живописи, о самой возможности сегодня инновации в области формы. Конфликт между живописью как таковой и актуальным искусством неизбежно возник еще в 1960-е годы. Джозеф Кошут отмечал, что вопрошать о природе искусства можно и должно, а о живописи невозможно. Переопределение границ искусства, их тревожная зыбкость не имеют ничего общего с понятием живописной техники и довольно стабильных средств выражения. Кроме того, живопись требует всматривания, а актуальная художественная ситуация нацелена на мгновенно воспринимаемое высказывание.

В современной постмедиальной живописи картиной могут стать плоскость, иллюзия и мнимость реальности. Миссия художника как свидетеля реальности сохраняется, несмотря на то, что сегодняшняя реальность полностью преобразована человеком, наполнена подобиями, симулякрами, виртуальными артефактами. До нее невозможно дотронуться, тактильно пережить. Живопись сегодня – это средство вернуть, вызвать из небытия и вывести реальность в режим видимости. У Николая Белоуса на формальном уровне это происходит как «возвращение» фигуративности, реанимация объемов и цвета из плоскости «Черного квадрата» Казимира Малевича – манифестированного конца живописи. На смысловом же уровне он возвращает жизнь реальности, которая превращена кинематографом в тень, сновидение. Эта проявленная в живописи кинореальность лишена какой-либо временной определенности, изображение объединяет и свет, и темноту, и насыщенность чистого цвета, и объемность форм.

Оксана Баршинова,
историк искусства