Линас Ляндзбергис
ПСЕВДОЛИТОВСКИЙ ПЕЙЗАЖ
14.12.13 - 22.03.2014
Я еще не все тебе сказала, дорогой, 2013, акрил, холст, 70х100
Гадкий утенок, 2013, акрил, холст, 70х120
Два апологета современного искусства в научных кругах, 2011, акрил, холст, 100x100
Последнее фото клана, 2012, акрил, холст, 150x400
Три гранаты, три короля, 2011, акрил, холст, 135x200
Чип и Дейл спешат на помощь, 2011, акрил, холст, 100x200
Пикник на обочине для тех, кто оставляет Землю Леди, 2011, акрил, холст, 100x100
Мечта Теда Качинского сбывается, 2013, акрил, холст, 100x100
Нежный, семейный, атомный, 2012, акрил, холст, 200x150
Скайуокер работает и ночью, 2013, акрил, холст, 80х70
Игра окончена, 2013, акрил, холст, 200x100

Линас Ляндзбергис
ПСЕВДОЛИТОВСКИЙ ПЕЙЗАЖ

14.12.13 - 22.03.2014

Все литовцы романтики. Это республика художников и поэтов. Традиция воспевания сил природы  стихий и «священных ландшафтов» осталось у литовцев на генетическом уровне. Кроме того, что страна омывается Балтийским морем и около 30 % ее территории покрыты лесами, Литва была одной из последних языческих государств Европы.

В этом контексте известный литовский художник Линас Ляндзбергис выглядит хулиганом, который, создавая лирические пейзажи, словно нарочно разбивает их яркими «вставками». Резкая цветная геометрия «встроенных» мультимедийных изображений создает эффект коллажности. В результате, мягкий классический фон начинает казаться почти абсурдным.

Считается, что пейзаж относительно молодой жанр живописи. Он трансформировался в самостоятельный тематический элемент, в первую очередь, благодаря творчеству импрессионистов. Расцвет же этого типа живописи связан с изобретением красок в тюбиках, что позволило художникам работать за пределами своей мастерской.

В современном урбанистическом пространстве, пейзажи вокруг нас имеют свойство постоянно меняться. И чуть ли не единственный способ сделать «стоп - кадр» - это попытаться визуально зафиксировать их. В работах Линаса присутствует противостояние «расслабленной реалистичности» и китчевых «визуальных вирусов», они как будто находятся в постоянной динамической борьбе. Кое-кто видит в работах Линаса легкую грусть за постимперскими амбициями потомков Великого княжества Литовского.

Линас предлагает посмотреть на живописные ландшафты с символической точки зрения. Несмотря на их визуальную пестроту, они достаточно метафоричны. Иронию его художественного жеста подчеркивают названия работ, которые одновременно и создают сюжетное напряжение. Так, одна из работ посвящена Теду Качиньскому, американскому математику - анархисту, который почти 20 лет посылал по почте бомбы ученым и руководителям предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы или занимающихся разработкой компьютерных технологий. На картине «Я еще не все тебе сказала, дорогой» нарисован коктейльный столик с бокалом и карманным пистолетом. А единственными кругообразными объектами в работе «Два апологета современного искусства в научных кругах» являются нимбы. Работа «Последнее фото клана» почти трагическая, поскольку достаточно легко спрогнозировать судьбу кеглей над пропастью.

Находясь в семантическом поле этой выставки трудно удержаться от цитирования Бодрийяра и его теории симулякров (копии того, чего на самом деле не существует) так же, как и принцип монтажа образов Жижека. Живописные полотна проекта «Псевдолитовський пейзаж» могли бы быть прекрасными иллюстрациями к книге под названием «От эпохи Возрождения до Постмодерна». В результате сочетания романтических фонов и ярких импликаций, пейзажи Линаса передают атмосферу контрастного современности. Очевидно, они отсылают зрителей к наблюдению ландшафтов другого типа, совсем не природных, и вовсе не литовских.

 

Экспозиция проекта