Евгений Петров
СОБАКИ ПЕТРОВА
15.03 - 01.04.2014
Riga Art Space
Контейнер, 2014, бумага, акварель, 100 х 150 см
Париж, 2010, бумага, акварель, 150 х 200 см
Портрет незнакомки, 2013, бумага, акварель, 72 х 100 см
Охота, 2014, бумага, акварель, 67х105 см
На обочине, 2013, бумага, акварель 70 х 100 см
Грязь, 2012, холст, масло, 91 х 150 см
Жара, 2013, бумага, акварель, 68 х 100 см
Конец поединка, 2010, бумага, акварель, 91,5 х 99,5 см
Кричащая собака, 2010, бумага, акварель, 187 х 150 см
Лысая собака, 2013, бумага, акварель, 72 х 102 см
Понедельник, 2013, бумага, акварель, 100 х 150 см
Взрыв, 2011, холст, масло, 75 х 160 см
Нефть, 2013, керамическая масса, эпоксидная смола, металлическое блюдо, 12 х 16 см
Деликатесы, 2013, метал, полимерная глина, эпоксидная смола, стекло, 28 х 22 см
Марс, 2013, полимерная глина, камень, эпоксидная смола, 27 x 19 см

Идея проекта «Собаки Петрова» принадлежит латвийскому ценителю искусства Марису Витолсу, именно он выделил в творчестве Евгения тематику «братьев наших меньших». Благодаря такому взгляду на картины Петрова и происходил тематический подбор работ, который ранее в выставочной деятельности художника не использовался. Проект объединяет в себе произведения не только разных периодов (начиная с 2010 года и совершенно новые), но и работы выполнены в разной технике: живопись масляными красками, акварели, а также скульптуры.

 

Потенциальные концепты для своих выставочных проектов Петров находит на улицах Одессы, в прямом смысле этого слова. Это обездоленные менты и горькие пьяницы, бомжи и пляжники, загорающие на алюминиевой фольге,  городские сумасшедшие и еще позавчера молодые женщины, своим поведением демонстрирующие нежелание мирится с ходом времени. Все эти персонажи зачастую становятся объектами пристального внимания политических, культурологических и прочих студий, для художников они превращаются в эстетические фигуры, а для самых современных, но ленивых художников - в реди-мэйды во плоти и крови. Уже продолжительное время, с года в год, Евгений работает с ними на концептуальном уровне, превосходя обыденное мнение об этих персонажах, превращая их в своих «концептуальных персонажей».

Собаки, которым посвящен этот проект, - первый «концептуальный персонаж» Петрова. Симптоматично, что свои генеалогические поиски он начинает с животного, имманентным свойством которого является привязанность к человеку как к «разумному животному», невзирая на его набор социальных фигураций, и только потом Евгений переходит к разведкам городских маргинальных слоев. Как-то Диоген предупреждал, что эксплуатация животных, в том числе и собак, без необходимых на то знаний, для своей пользы чревато последствиями. В некоторой степени "Собаки Петрова" нагружены кинническими смыслами выдержкой в полторы тысяч лет. В свое время Олег Кулик использовал собаку в качестве модели для своих работ, но в конечном итоге для него собака осталась лишь эстетической фигурой, в которую он иногда воплощался, чего не скажешь о собаках Петрова, которые становятся самодостаточными перцептами, ничем не обязанные тем, кто их воспринимает. 

О знаниях и акварельной технике Петрова стоит рассказать отдельно. Невзирая на скромность художника, в 2010 году на Осеннем салоне в Париже он стал открытием, на арт-ярмарках к  картинам Евгения уже привычно относятся с подозрением, уличая в  его акварелях искусственные суррогаты новых технологий, таких как, например, принты. Действительно, Петров максимально использует возможности акварели, находясь между живописью и графикой.  Это проясняет две важных вещи для современного арт-рынка. Во-первых, людей уже начинает подташнивать от засилия только концептуального искусства, уже почти столетнего пинания трупа Дюшана, во-вторых, увидев альтернативу, к ней всегда относятся с особым подозрением. Собственно, в этом весь Петров - легко рассекающий постмодернистский хаос как аффектами и перцептами, так и концептами. Тогда как подавляющее большинство современных живописцев компенсируют форму цветом, избегают детальных проработок в своих работах, для Петрова непрерывность линии в графике, кропотливая проработка как переднего так и заднего плана на полотне остается априорной данностью. В акварельной графике художникам часто не хватает объема. Эту трудность Петров решает абсолютно гениальным ходом - начинает лепить скульптуры, после чего этот опыт конвертируется в объем на картине. Со временем скульптуры стали неотъемлемой частью его творчества и будут представлены в новом проекте. Петров сумел наладить своеобразное безотходное производство в отдельно взятой мастерской.

Сила Петрова в том, что он увернулся от такой ловушки современного общества как вечно нарастающий темп. Пока большинство художников рассеиваются на тренды, Женя методично оттачивает свою технику и неспешно плетет концептуальные сети для своих будущих проектов. И даже заняв свое место в топе лучших европейских художников, Петров не остановится и будет дальше заставлять определенных людей, смотрящих на его полотно, чувствовать, что пляжница с плотным телосложением, загорающая на фольге, кажется более реальной, чем смотрящий на эту картину. У Петрова есть все шансы продемонстрировать, что  искусство может разрушать системы не хуже баррикад.

Геллер Саша

 

 

Евгений Петров, как бескомпромиссный критик реальности, не оставляет зрителей равнодушными. Его работы, это симбиоз экспрессии и изящества, постмодернистского сюжета и виртуозной классической техники.

Редактор французского журнала Artension Пьер Сушо в статье «Беспощадная акварель» так прокомментировал творчество Евгения: «Я открыл для себя Петрова на последнем Осеннем салоне в Париже. Эта встреча шокировала меня так, как будто на пути мне случайно попался метеорит или встретился инопланетянин. Его работы - настоящая художественная диверсия, разрушение догм и устоев, несмотря на скромность и скупость художественных средств».

Качество его двухметровых акварелей, со всеми аспектами классического рисунка (детализация, композиционное решение, эффекты фактуры) свидетельствует о сильном художественном образовании автора. В противовес, и даже некоторую конфликтность с техникой, выступают жесткие и часто фантастические сюжеты Евгения. Ирония, сарказм и трагизм мышления Петрова присутствуют во всех его проектах и ​​работах. История, время и пространство, в которых оказались герои его произведений, всегда четко понятны. Сам Петров когда-то заметил: «Я рисую то, что меня раздражает в окружающей действительности, а в случае с собаками, я часто рисую себя».

Идея проекта «Собаки Петрова» принадлежит латвийскому ценителю искусства Марису Витолсу, именно он выделил в творчестве Евгения тематику «братьев наших меньших». Благодаря такому взгляду на картины Петрова и происходил тематический подбор работ, который ранее в выставочной деятельности художника не использовался. Проект объединяет в себе произведения не только разных периодов (начиная с 2010 года и совершенно новые), но и работы выполнены в разной технике: живопись масляными красками, акварели, а также скульптуры.

Название проекта апеллирует к деятельности лауреата Нобелевской премии в области медицины, русского ученого-врача Ивана Павлова. В ходе экспериментов над сотнями подопытных собак он сделал немало открытий в физиологии пищеварения. Ему также принадлежит авторство таких терминов как условный и безусловный рефлексы. 

По словам Петрова «собака, вырванная из контекста окружающей жизни, превращается в самостоятельную единицу, личность. Меня, как художника, интересует в первую очередь характер животного (это глаза), форма собаки, с точным индивидуальным контуром, и фактура (шерсть). Чаще всего я рисую бойцовских и бездомных собак. У домашних животных нет опыта "пережитого" ​и инстинкта самосохранения, у них всегда есть надежда на кого-то. С бездомными иначе - они адаптировались к равнодушию и жестким условиям действительности. Полагаются они исключительно на инстинкты и в основном примыкают к стае себе подобных. Здесь все подчинено правилам - вожак стаи, самка, дети. Все почти как у людей. Но! Есть три основных отличия:

- собаки, ни при каких обстоятельствах (будь они бездомные или домашние) не будут вести себя неестественно;

- они никогда не предадут человека, с которым живут;

- как бы им ни было трудно - не смогут себе навредить.

Есть, конечно, еще один нюанс, мы можем их взять к себе, а они нас нет».

В «Собаки Петрова» зафиксированы обстоятельства, где зверь попадает в ситуацию, созданную или спровоцированную человеком. Это равнодушие, бои без правил, стихийные бедствия, погоня или игра. Сценарии часто жестокие и антигуманные. Но собака ведь всегда остается собакой.

 

Рига, 2014
Riga Art Space