Николай Белоус
ТОЛЬКО ЦВЕТ
24.09-17.10.2015
Вильнюс
Виставычный зал «Титаникас», Галерея MENO NIŠA
Чемодан, 2015, aкрил, холст, 190×140
На пороге, 2015, aкрил, холст, 140×96
Новый год, 2015, aкрил, холст, 149,5×99
Полуостров, 2015, aкрил, холст, 140×200
Сигарета, 2015, aкрил, холст, 105,5×139,5
Ветер, 2015, aкрил, холст, 110×145
Декамерон, 2015, aкрил, холст, 138,5×199
Привидение, 2015, aкрил, холст, 151×104
Йозеф Бойс, 2015, aкрил, холст, 185×250
Че с ребенком, 2008, aкрил, холст, 150×100
Интерьер, 2014, акрил, холст, 150х100×
Линдберг, 2014, акрил, холст, 100х150×
Завтрак, акрил, холст, 93×140
Дома, 2014, акрил, холст, 100х200×
Тазик, 2013, полотно, акрил, 141×200

Николай Белоус
ТОЛЬКО ЦВЕТ
24.09-17.10.2015

Выставочный зал «Титаникас»,
muziejus@vda.lt
Галерея MENO NIŠA
 

Николай Белоус изобрел новый метод гармонизации цветов посредством инверсии. Однако инверсия, перемена цветов, происходит по определенным законам. Первый – использование «базового тона» (смесь трех основных цветов – красного, синего, желтого), второй – нанесение тонким слоем открытых цветов по принципу комплиментарности – связи основного и дополнительного цветов, которые являются строго противоположными. Данные законы были разработаны теоретиками школы Баухауз.
 
При этом Белоус использует базовый тон как тень, а цвета – как свет. Пишет открытыми цветами. Черный цвет является только воздухом, он полностью исключен из основной композиции. Такое впечатление, будто фигуры героев ярко освещены ночью, либо - состояние театральной сцены, где фон уходит в темноту. Сюжет картины для художника является вторичным, по сравнению с цветовым решением. Происходит сочетание открытых цветов без оттенков.
 
Совмещение рельефа и плакатности, по мнению автора, объединяет два пространства – скульптурное и оптическое, то есть работы одновременно и плоские, и объемные. Данное формальное решение является абсолютно оригинальным и имеет несколько иной семантический ряд, нежели сюжетная линия самого полотна. Массив и расположение цветов имеет ключевое значение.
 
Николай Белоус – постмедиальный художник, он часто в живописи возвращает кадры из кинофильмов, которые заимствовали операторы у классиков живописи. Проект «ТОЛЬКО ЦВЕТ» объединяет работы разных годов и проектов, однако восемь работ было специально создано для показа литовской публике.
 
А. Щелущенко
 
Украинский художник Николай Белоус в своей живописи видоизменяет документальные фотографии или кадры кинофильмов. Эти заимствованные или вымышленные сцены – тщательно переработаны художником. Автор всегда обращается к цветам, чтоб «усвоить» мизансцены с человеческими фигурами, расположенными предметами, пейзажами или декорациями интерьеров. Каждый мотив – переработан с помощью неестественно ярких цветов. Как во время битвы, на охоте или в природе, скрытое разнообразие цветов выполняет определенные функции. Действие на «экране полотна» - как бы замаскированная игра и мерцание ярких цветовых пятен или теней.
 
Название работ, такие как На пороге, Полуостров, Новый Год, Привидение или Завтрак, служат намеком без подсказки к полному восприятию сюжета. На первый взгляд, работы Белоуса – наполнены наслаждением жизни. Яркие декоративные композиции цветов и звучные ритмы захватывают внимание зрителей. Однако, первое впечатление быстро исчезает. Если посмотреть внимательнее, абстрактные композиции превращаются в многофигурные, а наслаждение быстро сменяется беспокойством.
 
   В своей живописи, Белоус обращается к западному поп-арту и его ироничным интерпретациям в российском или украинском социалистическом поп-арте. С другой стороны, оптимизм американских поп-артистов и сарказм соотечественников чужды Белоусу. По сравнению с ними, он – скорее меланхолический. На искусство Белоуса сильно повлияло искусство его поколения, которое занималось пост-медиальными экспрессиями. Несмотря на это, он нашел собственный путь. 
 
Балансирование Белоуса между абстракцией и визуальным искусством, а также использование вторичной реальности, доказывает концептуальность характера. Одновременно, художник уделяет равнозначное внимание обстоятельствам его работ. Украинский мастер отклоняет силу образов, маскируя их камуфляжем цветов, пока они в конце концом не теряют смысл. Он виртуозно играет с композициями ярких открытых цветов и сдержанных матовых, убедительно демонстрируя эффекты света. 
 
Автор назвал свою выставку ТОЛЬКО ЦВЕТ. Хотя, как импульс к дискуссии, я бы назвала ее ТОЛЬКО ЦВЕТ?.
        
Проф. Раминта Юренайте.