Rustam Mirzoev
UKRNIGHT
24.10 - 11.11.2008

Rustam Mirzoev
UKRNIGHT

24.10 - 11.11.2008

Словесно охарактеризовать украинскую ночь, не споткнувшись подсознательно на истасканных заспанными школьниками пушкинских строках, - весьма непросто. Тем более, визуальный ряд особенно и не поменялся за последние сто лет: небо все так прозрачно, а звезды неутомимо блещут. Пушкинский канон с новой изобразительностью скрещивает николаевский художник Рустам Мирзоев в своем проекте с индустриально аббревиатурным названием "Укрночь".

Урбанистическая романтика постсоветской пустотности, подчеркнутой архитектурной антидекоративности на холстах Мирзоева вступает в диалог с напряженным драматическим предчувствием, наполняющим ночные этюды Де Кирико. Это словно звучащая за кадром музыка из шпионских фильмов, накладывающаяся на обыденный до оскомины пейзаж. Вот разлился мертвенно-бледный свет по траве, вот зияет открытая дверь подъезда, как рана. Дом растворился в небе, фонари заставляют гореть листву деревьев равномерным зеленоватым цветом. Избегая любых сюрреалистических элементов, Мирзоев достигает свойственного работам Де Кирико драматического эффекта отчужденной странности, которая внезапно может нас охватить, когда мы находимся на пустой улице в темное время суток.

Стилистически Мирзоев все так же остается верен эстетике черно-белой фотографии, а также находкам нового реализма немецкой живописной школы. Свойственный последней возврат к фигуративности, влияние социалистического реализма и сюрреализма, замешанных на интересе к реализму 19 века, можно наблюдать и в работах Мирзоева. Психо-визуальные изображения драмы повседневной жизни на его холстах создают интенсивную и обманчивую атмосферу в стиле Лейпцигских живописцев Нео Рауха и Тима Эйтеля. Событие, которое изображает Мирзоев - это отсутствие события на фоне концентрированное переживания, специфического человеческого состояния, которое может возникнуть ниоткуда, словно из воздуха.

Если сравнить с его предыдущими проектами (с "Визуальной интоксикацией" или "Главой V"), можно отметить, что с течением времени в работах художника становится все больше этого конденсированного и насыщенного воздуха. Из всех проектов Мирзоева "Укрночь" наиболее де-антропологизирован - ни одного человека не изображено на холстах - и в то же время наиболее человечен. Это очищенное состояние самоощущения человека, оставленного наедине с собой и с окружающим. Такой подход философичен в духе Мераба Мамардашвили: для того, чтобы говорить о человеке, нужно занять позицию, наиболее отдаленную от человеческой. И пусть полностью преодолеть антропологическое в себе невозможно, но эти попытки, больше чем иные, приближают нас к осознанию своего я.


Лена Мартынюк