Mykola Bilous
AS THE TOWN OF
9.10 - 23.10.2009
ZAPOROZHYE
Запорожью посвящается…
Проект «Как начинался город» – это первый шаг к созданию в Запорожье постоянно действующей галереи актуального искусства. Мы видим все трудности, связанные с отсутствием культурного поля, с непониманием местных зрителей современных тенденций в искусстве, международного галерейного и музейного опыта. Однако мы уверены, что наши друзья-земляки поверят и поймут, что Запорожье может стать оригинальным артцентром юговостока. Историческое наследие, ритм настоящего времени и, самое главное, рабочие руки – все объективные компоненты уже есть в городе. Осталось дело за субъективным фактором – нашей волей… Волей, направленной на создание смелого, прогрессивного, модного, если угодно, места,- Великого Запорожья, где нам повезло родиться и вырасти.
Галерея Цех
Как начинался город
«Цех» – единственная столичная галерея, которая своей стратегической задачей ставит продвижение новых имен в современном искусстве. Прежде всего, за пределами страны, однако, провинция тоже некое внутреннее зарубежье, куда столичные ветры не долетают. В случае с работами Николая Белоуса, ситуация другая. Городу, собственно, именно нашему городу Запорожье, – предстоит встретиться со своим преломленным сквозь призму времени и искусств отражением. Николай Белоус, признанный мастер, уверенно играющий стилями и эпохами, на этот раз извлек из небытия гениальных модернистов начала прошлого века – Дзигу Вертова и Александра Довженко.
Благодаря изобретателю Кино-глаза и Кино-правды Дзиге Вертову, благодаря теоретику и практику поэтического кинематографа Довженко, гигантская стройка под названием «ДнепроГЭС» стала прообразом всемирной утопии, города будущего.
Белоус стремится открыть секрет мощи первых пятилеток, нечеловеческой силы, воздвигшей Днепрогэс, заводы, сам город – как-будто великие египетские пирамиды десятком веков раньше.
Николай Белоус переводит кино и фото на язык живописи. Объединяя скульптурное видение с оптическим (плоским) - то есть классику с поп-артом – Белоус уходит от деталей, бессмысленной, по его мнению, прорисовки, оставляя только главные акценты. Художник радикально искажает естественные цвета, изобретая собственный колорит – в мире этой живописи одновременно и день и ночь. Серия работ Белоуса как-будто ведет зрителя к самим истокам возникновения города, способствуя рефлексии, меняя представления Запорожья и запорожцев о самих себе.
Однако актуальное искусство – не то, что ограничено рамками картины, но то, что находится за ее пределами. Галерея «Цех» открывает экспозицию в промзоне, и сам город вокруг завершает образ: вот так начинался город, а вот каким он стал сейчас. Парадоксальным образом для Запорожья, того самого города будущего, образчика могучего модернизма, актуальное искусство – по-прежнему terra incognita.
Может быть, и Запорожье – не только источник индустриального продукта, но и живой музей эпохи раннего урбанизма?
Культурная интервенция галереи «Цех» может сыграть в процессе адаптации города к современности значительную роль.
Инга Эстеркина